zzaharr (zzaharr) wrote,
zzaharr
zzaharr

Category:

Сборочное производство AIRBUS в Тулузе




Наблюдать за строительством самолета - это то же самое, что смотреть, как растет кактус. На логическом уровне понимаешь, что процесс идет,  что-то да происходит. Но вот что конкретно, на вербальном уровне отразить не получается. Можно сколько угодно долго стоять, задрав голову под зеленой трубой фюзеляжа, и так и не поймать тот сакральный момент, когда эта груда частей обретает жизнь и становится лайнером. Даже если ты стоишь в центре одного из крупнейших авиапроизводств в мире, даже если самолеты тут делают, как горячие пирожки, по несколько штук в день.

на фото А320


Существуют две основные технологии самолетостроения, стапельная и постовая.  В первом случае самолет строят с нуля на одном месте, это долго, затратно и не очень эффективно. Если нужно делать много самолетов, и главное, побыстрее и подешевле, то применят постовой метод, когда вся технологическая цепочка разбивается на узловые точки. И тут уже уместно говорить, что самолет не строят, а собирают. На сборочном предприятии корпорации Аэйрбас, что в местечке Бланьяк, пригороде Тулузы ежемесячно сдают заказчикам с десяток А330, три А380 и более трех десятков А320.





На сборочное производство самолет, будь-то «коротыш» А319 или гигантский А380, пребывает вот в таком виде. Три секции фюзеляжа, два крыла, киль и два стабилизатора. Всего из семи частей получаем готовый самолет. А, ну и двигатели конечно.

на фото А380

«Эмбрион» самолета – секция центроплана. Именно на него сходятся все динамические нагрузки. Крылья будут тянуть вверх, а пристыкованные носовые и хвостовые секции фюзеляжа, соответственно, вниз.

на фото А330.
Начинают со стыковки «трубы».

на фото А320


Клепку производит специальный робот. В этой секции А330 должны быть сделаны несколько тысяч отверстий.




А пока робот не склепал все в единое целое, отдельные панели скрепляют вот такими временными скреплялками.





Любое современное производство основано на принципе just in time. Пока собирают фюзеляж, крылья к нему еще только грузятся в «Белугу» на заводе В Броутоне (Англия). Таких красавцев во флоте Айрбаса целых пять штук.




Свежеприбывшее крыло завозят в цех и оставляют… греться. В среднем требуется около десяти часов, чтобы уровнять температуру крыльев с температурой центроплана.

на фото крыло от А330






А вот готовится к установке крыло от А380. Эта хабанина весит сорок тонн, и внутри него можно ходить не нагибаясь.





Каждая деталь появляется на сборочном месте в точно определенное время.





Производственный гул цеха разрывает скрежет отдираемого скотча. Я всегда говорил, что в авиации и ядерной энергетике без скотча, ну никуда!
Собранный фюзеляж переезжает на следующий пост, где его ждет ответственная операция  – стыковка с крыльями. Самолет уже начинает походить на самолет.








Следующий этап - установка киля. Это единственная деталь, которая прибывает на сборочное производство уже окрашенная в цвета заказчика. С этого момента удобно следить за сборкой самолета, для заказчиков в цеху установлены видеокамеры.






Заключительная стадия  – установка стабилизаторов.



Итак, самолет почти готов. Не хватает кое-каких мелочей, например, двигателей. За ними нужно ехать на другой пост, а он в другом цеху, а цех на другой площадке. Опускаются подъемники, и самолет начинает давить бетон самостоятельно. Вокруг начинается какая-то легкая суета, звучит сирена, медленно ползет в сторону здоровенная дверь ангара, и по ногам ударяет волна морозного ноябрьского воздуха.





Кажется, этот момент и можно назвать рождением самолета. Вот он, совсем молоденький, робко выбирается из уютного полусумрака цеха и счастливо щурится от солнца и пронзительной голубизны неба.










Хьюстон, у нас проблемы. В ангаре напротив дела идут не так гладко. Вытащив самолет почти наполовину, тягач вдруг останавливается, и рабочие с невозмутимым видом начинают отцеплять водило.





Какая незадача, высота киля А320 – 11 метров, а высота проема ангара не превышает и десяти. А самолет вытаскивать как-то надо.




Решение простое и гениальное одновременно. С помощью специального подъемника самолет исполняет первый в своей жизни ротейт.







Казалось бы, что сложного, сделать специальный проем для киля, как у ангара напротив. Ответ кроется вот в этой фотографии. Дело в том, что этот цех – культурное достояние Франции и перестраивать его нельзя. Именно здесь строились первые Каравеллы и Конкорды.


На финальной стадии сборки самолет ожидает «женитьба" с двигателями. А это уже отдельная история для следующего поста.





Конечный продукт.


Спасибо за внимание.

Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!
Tags: airbus a-320, airbus a330, airbus a380, toulouse, Франция, репортаж
Subscribe

  • JetExpo 2015. Открытая экспозиция

    В крупнейшем центре бизнес-авиации в России и восточной Европе Внуково-3 прошел, как вы знаете, 10-ый юбилейный салон "Jet Expo-2015".…

  • JetExpo 2015. Что было внутри

    Хочу сегодня показать несколько кадров из главного павильона единственной в России специализированной выставки деловой авиации Jet Expo 2015. И…

  • ACJ319. Летать со вкусом

    Если кто думает, что качества, по которым выбирают бизнес джеты, - это кубатура орехового дерева в салоне и наличие позолоченных гальюнов, то он…

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 23 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • JetExpo 2015. Открытая экспозиция

    В крупнейшем центре бизнес-авиации в России и восточной Европе Внуково-3 прошел, как вы знаете, 10-ый юбилейный салон "Jet Expo-2015".…

  • JetExpo 2015. Что было внутри

    Хочу сегодня показать несколько кадров из главного павильона единственной в России специализированной выставки деловой авиации Jet Expo 2015. И…

  • ACJ319. Летать со вкусом

    Если кто думает, что качества, по которым выбирают бизнес джеты, - это кубатура орехового дерева в салоне и наличие позолоченных гальюнов, то он…